Методика

анализа дефицита/профицита ученических мест

с комплексной оценкой возможных причин возникновения дефицита


I. Принципы и методологические подходы к оценке

 

Цель

Комплексный анализ школ с дефицитом/профицитом ученических мест и причин возникновения дефицита/профицита для создания условий для перераспределения детей с целью оптимизации и определения потребности в строительстве новых школ либо пристроек к школам в регионах страны.

 Задачи

  1. 1. Определить дневные государственные общеобразовательные школы, подведомственные МИО, имеющие дефицит/профицит ученических мест.
  2. 2. Рассчитать для каждой школы Композитный Индекс комплексной оценки и групповые Индексы.
  3. 3. Выявить причины возникновения дефицита/профицита ученических мест.

Объект оценки

Дневные государственные общеобразовательные школы, подведомственные местным исполнительным органам (далее - МИО), имеющие дефицит/профицит ученических мест.

Предмет оценки

Дефицит/профицит ученических мест и факторы его отражающие, качество образования, доступность образования, качество педагогических ресурсов и материально-техническое оснащение школ с дефицитом ученических мест и близлежащих школ с профицитом.

Методологические подходы к оценке

Исследование причин возникновения дефицита/профицита ученических мест в школах и разработка информационного модуля основывается на научных принципах с использованием следующих способов их реализации (Таблица 1).

 

Таблица 1 – Научные принципы и способы их реализации для анализа дефицита/профицита ученических мест

Принципы

Реализация

Доказательство существования эффекта

Доказательство наличия дефицита ученических мест посредством демонстрации успешных результатов в качестве образования

Определение магнитуды эффекта

Определение магнитуды за счет сравнения школ, в которых присутствует дефицит ученических мест с близлежащими школами в которых наблюдается профицит мест

Определение факторов, которые влияют на эффект и магнитуду эффекта

Определение факторов, которые влияют на формирование дефицита ученических мест, складывающихся за счет доступности, качества педкадров, МТБ и результатов обучения

Определение условий, при которых связи между вышеперечисленным будут устойчивыми

Определение условий, при которых возможно оптимизировать дефицит ученических мест путем перетока учащихся из дефицитной школы в близлежащую профицитную школу на основе сравнительной оценки качества школ

Методы анализа

При проведении комплексной оценки школ был применен экспертно-статистический подход. Процедура отбора показателей и построения индекса посредством экспертного мнения и статистического подхода отличается, прежде всего, гибкостью в визуализации и в сравнении. Она также позволяет охватить большее число переменных и детализировать каждый отдельный компонент общей оценки как для каждой отдельно взятой школы, так и на уровне агрегированных данных областного и республиканского масштаба. Недостатком данной процедуры является менее строгая научно-методологическая составляющая по сравнению с процедурой факторного анализа.

Экспертный подход был применен в части определения перечня переменных из ИС «Национальная образовательная база данных» (НОБД) и БД «Национальный центр тестирования» (НЦТ) и при формировании 4 тематических содержательных групп.

Статистически-математический подход использован в процессе фильтрации данных, определения значимости показателей и построении аддитивных индексов.

Обоснование необходимости анализа дефицита ученических мест

Государственной программой развития образования и науки РК на 2016-2019 годы, также как и предыдущими Госпрограммами, предусмотрено инфраструктурное развитие среднего образования и создание условий для получения детьми качественного образования.

Несмотря на заметный прогресс в данном вопросе, на сегодняшний день до сих пор 128 школ из 7014 государственных дневных общеобразовательных переуплотнены и ведут занятия в три смены. Министерство образования и науки РК проводит систематический мониторинг таких школ и заявляет одним из своих приоритетов – строительство новых школ взамен трехсменных.

Одним из факторов, влияющим на выбор места строительства новых школ или выделения бюджетных средств на постройку пристройки к школе, является наличие дефицита ученических мест.

Решение вопроса дефицита ученических мест предусмотрено за счет строительства школ из республиканского и местного бюджетов, открытия частных школ и активного использования механизмов ГЧП.

В Стратегическом плане МОН РК на 2017-2021 годы одним из рисков отмечен вопрос демографического роста и миграционных процессов, которые могут повлечь увеличение количества трехсменных школ и дефицита ученических мест.

В этой связи возникает целесообразность комплексного анализа дефицитных школ с определением основных причин возникновения дефицита ученических мест. Также необходимо определение реальной потребности в строительстве новых школ в регионах, так как имеет место наличие школ с профицитом ученических мест.

Концепция анализа дефицита ученических мест и оценки школ

Вопрос дефицита ученических мест возможно решить за счет создания условий для обеспечения перетока учащихся из дефицитных школ в близлежащие школы, где имеется профицит мест при условии, если школы показывают равную результативность. В случае если близлежащая школа, имеющая профицит мест, демонстрирует худшие результаты, то устанавливаются основные проблемные зоны такой школы для проведения адресной работы и выравнивания показателей школы до уровня дефицитной (график 1).

 

График 1 – Анализ дефицита ученических мест

 

Для определения слабых сторон школы предлагается провести комплексную оценку школы по показателям результатов обучения, доступности и участии учащихся в дополнительном образовании, качестве педагогических работников и материально-технического оснащения школы (график 2). На первом уровне осуществляется расчет Композитного Индекса, включающий групповые индексы. На втором уровне осуществляется оценка по 4 содержательным группам по 3-4 базовым показателям в каждой группе. Таким образом, для сформированных на 2 уровне 4-х содержательных групп будут рассчитаны соответствующие групповые индексы, которые в дальнейшем будут агрегированы в Композитный Индекс.

Данный анализ предлагается автоматизировать посредством разработки информационного модуля с интерактивной картой распределения дефицита ученических мест в регионах.

  

График 2 – Структура комплексной оценки школы

 

С одной стороны, выделение 4-х групп на нижнем уровне иерархической системы соответствует принципу оценки школы через систему сбалансированных показателей результатов и ресурсов. С другой стороны, это коррелирует с международными стандартами анализа системы образования ОЭСР (см. стр. 6).

Преимущества рассчитываемых индексов:

  • Разноименные показатели приводятся к сопоставимому виду для дальнейшей обработки данных.
  • Групповые и Композитный индексы находятся в интервале от 0 до 1. Школы легко сравнивать: чем ближе значение показателя к 1, тем выше оценка и наоборот.
  • Достаточно просто оценить возможный прогресс школы: максимальное значение Композитного и групповых индексов равно 1 (это цель достижения в будущем).
  • По значению индексов регионы распределяются относительно максимальных и минимальных значений показателей. Регион с худшим значением показателя получает минимальный индекс, с лучшим – максимальный.
  • В качестве максимальных и минимальных значений можно рассматривать целевые индикаторы из стратегических планов развития (в частности, Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016 - 2019 годы, Стратегических план МОН РК и др.).

 

II. Основные этапы исследования

 

Основные этапы анализа дефицита ученических мест:

  1. Определение местоположения школ (по координатам).
  2. Расчет дефицита ученических мест.
  3. Определение базовых показателей среднего образования
  4. Сбор и верификация исходных данных, приведение показателей к сопоставимому виду
  5. Определение содержательных групп индикаторов
  6. Корреляционный анализ и построение композитного индекса комплексной оценки, групповых индексов:
  • Индекс качества школьного образования
  • Индекс доступности дополнительного образования
  • Индекс качества педагогических работников
  • Индекс качества материально-технического оснащения.
  1. Разработка информационного модуля с интерактивной картой дефицита ученических мест.
  2. Апробация и использование модуля

 

Определение дефицита ученических мест

По состоянию на 1 октября 2018 года функционирует 7014 дневных государственных общеобразовательных школ, подведомственных МИО (далее – школы). 128 школ ведут занятия в 3 смены. Дефицит ученических мест составляет 260,7 тыс. Данный дефицит сложился в 1174 школах, в том числе дефицит:

  • более 500 мест в 145 школах;
  • более 300 мест (с 300 до 499) в 138 школах;
  • более 100 мест (с 100 до 299) в 391 школе;
  • менее 100 мест в 500 школах.

 

Расчет дефицита ученических мест

Для построения интерактивной карты дефицита ученических мест необходимы следующие данные:

  • Численность учащихся дневных государственных общеобразовательных школ, в т.ч. в разбивке по классам.
  • Проектная мощность школ.
  • Год ввода здания в эксплуатацию.
  • Язык обучения.
  • Координаты школы.

 

Дефицит ученических мест рассчитывается по следующей формуле:

x = (y * k) - z

где:

x - дефицит ученических мест, чел.;

y - проектная мощность;

z - сменность*;

k - контингент школы (1-11(13) классы), чел.

 

* В случае, если школа построена:

  • до 2003 года применяется коэффициент сменности - 1,5;
  • с 2003 года применяется коэффициент сменности - 2.

Формула принята Департаментом дошкольного и среднего образования МОН РК и обсуждена c Комитетом по контролю в сфере образования и науки Республики Казахстан.

 

Определение базовых показателей

Источником для отбора показателей общего среднего образования являются административные данные МОН РК. Сбор административных данных осуществляется в Национальной образовательной базе данных (далее – НОБД) в соответствии с Законом РК «Об образовании» и согласно Приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 декабря 2012 года № 570 «Об утверждении форм административных данных в рамках образовательного мониторинга» (http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1200008369).

Источником данных по результатам Единого национального тестирования (далее – ЕНТ), Внешней оценки учебных достижений (далее – ВОУД), участников ЕНТ и распределения госзаказа является Национальный центр тестирования (далее – НЦТ).

С учетом анализа НОБД и данных НЦТ были определены и собраны 85 переменных общего среднего образования, характеризующих результаты обучения, доступность школьного образования, качество педагогических ресурсов и материально-технического оснащения (Таблица 2).

Сбор данных осуществлен за 2018-2019 учебный год, а данные о результатах обучения за 2017-2018 учебный год.

 

Таблица 2 – Переменные общего среднего образования

№ п/пНаименование показателиИсточник данных
1.Общее количество дневных государственных общеобразовательных школ, ед.НОБД
2.Общее количество учащихся дневных государственных общеобразовательных школ, чел.НОБД
3.Средний бал ЕНТНЦТ
4.Разрыв в показателях ЕНТ между лучшим и худшим выпускниками дневных государственных общеобразовательных школНЦТ
5.Средний бал ВОУД учащихся 4 классовНЦТ
6.Разрыв в ВОУД между (а) школами, (b) учащимися 4 классов дневных государственных общеобразовательных школНЦТ
7.Средний бал ВОУД учащихся 9 классовНЦТ
8.Разрыв в ВОУД между (а) школами, (b) учащимися 9 классов дневных государственных общеобразовательных школНЦТ
9.Средний бал ВОУД учащихся 11 классовНЦТ
10.Разрыв в ВОУД между (а) школами, (b) учащимися 11 классов дневных государственных общеобразовательных школНЦТ
11.Количество учащихся начальных классов (1-4) дневных государственных общеобразовательных школ, обучающиеся на отлично и хорошо, чел.НОБД
12.Количество учащихся средних классов (5-9) дневных государственных общеобразовательных школ, обучающиеся на отлично и хорошо, чел.НОБД
13.Количество учащихся старших классов (10-11) дневных государственных общеобразовательных школ, обучающиеся на отлично и хорошо, чел.НОБД
14.Общее количество учащихся 10 и 11 классов дневных государственных общеобразовательных школ, чел.НОБД
15.Количество победителей школьных районных предметных и научных олимпиадНОБД
16.Количество победителей школьных городских предметных и научных олимпиадНОБД
17.Количество победителей школьных областных предметных и научных олимпиадНОБД
18.Количество победителей школьных республиканских предметных и научных олимпиадНОБД
19.Количество победителей школьных международных предметных и научных олимпиадНОБД
20.Количество претендентов на получение знака Алтын Белгi, чел.НОБД
21.Количество претендентов, подтвердивших знак Алтын Белгi, чел.НОБД
22.Общее количество выпускников, участвовавших в ЕНТ, чел.НОБД
23.Количество выпускников дневных государственных общеобразовательных школ, поступивших на грант, чел.НОБД
24.Количество выпускников дневных государственных общеобразовательных школ, прошедших минимальный пороговый уровень при поступлении в ВУЗы, чел. (50 баллов и выше)НОБД
25.Общее количество выпускников 9-х классов, чел.НОБД
26.Количество выпускников 9-х классов дневных государственных общеобразовательных школ, поступивших в зарубежные ВУЗы, чел.НОБД
27.Количество учащихся 9-х классов, не продолживших дальнейшее обучение, чел.НОБД
28.Общее количество выпускников 11-х классов, чел.НОБД
29.Количество выпускников 11-х классов дневных государственных общеобразовательных школ, поступивших в зарубежные ВУЗы, чел.НОБД
30.Количество учащихся 11-х классов, не продолживших дальнейшее обучение, чел.НОБД
31.Количество учащихся дневных государственных общеобразовательных школ, состоящих на внутришкольном учете, чел.НОБД
32.Дефицит ученических мест в дневных государственных общеобразовательных школах (непрерывный)НОБД
33.Дефицит ученических мест в дневных государственных общеобразовательных школах (бинарный)НОБД
34.Количество трехсменных школ (дневные государственные общеобразовательные школы), ед.НОБД
35.Сменность школНОБД
36.Количество дневных государственных общеобразовательных школ, создавших безбарьерные условия для инклюзивного образования, ед.НОБД
37.Язык обучения в школеНОБД
38.Количество учащихся, вовлеченных в дополнительное образование, чел.НОБД
39.Количество учащихся, вовлеченных в спортивные секции в организациях образования, чел.НОБД
40.Количество учащихся, вовлеченных в кружки, в организациях образования, чел.НОБД
41.Количество учащихся, обеспеченных учебниками, чел.НОБД
42.Количество читателей в библиотеках школНОБД
43.Число посещений библиотекиНОБД
44.Число книговыдачНОБД
45.Количество электронных учебниковНОБД
46.Количество школ, обеспеченных доступом к широкополосному Интернету со скоростью от 4 Мбит/с и выше, ед.НОБД
47.Доступ к сети Интернет (точек), ед.НОБД
48.Общее количество учащихся из малообеспеченных семей, чел.НОБД
49.Количество детей из малообеспеченных семей, охваченных бесплатным горячим питанием, чел.НОБД
50.Количество школ, имеющих пришкольные интернаты для обучения детей из отдаленных сел, где отсутствуют школы, ед.НОБД
51.Общее количество детей, нуждающихся в подвозе к школе и из школы домой, чел.НОБД
52.Количество школьников, охваченных комфортабельным подвозом к школе и из школы домой, чел.НОБД
53.Общее количество педагогов дневных государственных общеобразовательных школ, чел.НОБД
54.Количество педагогов, имеющих высшую и первую категории, чел.НОБД
55.Количество педагогов, имеющих высшее образование, чел.НОБД
56.Количество педагогов, имеющих степень магистра, чел.НЦТ
57.Количество молодых педагогов (в возрасте от 25 до 34 лет), чел.НЦТ
58.Количество педагогов пенсионного возраста, чел.НЦТ
59.Количество педагогов, выбывших из школьной системы, чел.НОБД
60.Соотношение учащихся и педагогов (количество учащихся на одного педагога)НОБД
61.Количество педагогов, прошедшие курсы повышения квалификации по менеджментуНОБД
62.Количество педагогов, прошедшие курсы повышения квалификации по ITНОБД
63.Количество педагогов, прошедшие курсы повышения квалификации по инклюзивному образованиюНОБД
64.Уровень владения педагогами английского языкаНОБД
65.Местоположение школы (координаты)НОБД
66.Проектная мощность школНОБД
67.Общая площадь здания, кв.м. 
68.Рабочая площадь здания, кв.м.НОБД
69.Площадь классных комнат, включая учебные кабинеты и лабораторииНОБД
70.Общее количество кабинетов новой модификации, ед.НОБД
71.Количество классных комнат, включая учебные кабинеты и лаборатории, ед.НОБД
72.Количество классов, класс-комплектовНОБД
73.Количество классов с углубленным изучением предметовНОБД
74.Количество аварийных дневных государственных общеобразовательных школ, ед.НОБД
75.Количество саманных школ (дневные государственные общеобразовательные школы), ед.НОБД
76.Количество дневных государственных общеобразовательных школ, нуждающихся в капитальном ремонте, ед.НОБД
77.Количество школ, имеющих только надворные туалеты, ед.НОБД
78.Количество школ, имеющих теплые и надворные туалеты, ед.НОБД
79.Общее количество компьютеров, использующихся в образовательном процессе, ед.НОБД
80.Количество компьютеров, приобретённых в течение 5 лет, ед.НОБД
81.Количество учащихся дневных государственных общеобразовательных школ на 1 компьютерНОБД
82.Количество школ, оснащенных интерактивными досками, ед.НОБД
83.Количество интерактивных досок (бинарные) 
84.Количество школ, имеющих камеры видеонаблюдения, ед.НОБД
85.Количество дневных государственных общеобразовательных школ, обеспеченных столовыми/буфетами, ед.НОБД

Для объединения переменных в 4 содержательных блока (группы взаимосвязанных индикаторов) был изучен международный опыт оценки образования.

Наиболее авторитетными международными источниками информации в области образования являются базы данных Организации экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР), Всемирного Банка и Института статистиками ЮНЕСКО. Данные организации проводят оценку систем образования по индикаторам для межстранового анализа.

  1. Индикаторы ОЭСР

Ежегодно ОЭСР проводит оценку систем образования по индикаторам для межстранового анализа и публикует результаты в докладе Education at a Glance («Обзор образования: индикаторы ОЭСР»). Education at a Glance 2018 предоставляет ключевую информацию о результатах деятельности образовательных учреждений, влиянии обучения в разных странах, доступе, участии и прогрессе в образовании по всему миру. Индикаторы сгруппированы в четыре тематические группы:

А. результативность образовательных учреждений и воздействие обучения;

B. доступ к образованию, участие и прогресс;

С. Финансовые ресурсы, вложенные в образование;

D. Учителя, среда обучения и организация школ.

Обзор включает показатели по широкому спектру результатов, от сравнения успеваемости учащихся по ключевым предметным областям до влияния образования на заработки и шансов на трудоустройство взрослых.

Индикаторы образования ОЭСР объединены в базу данных «OECD.stat». База данных ОЭСР включает данные и метаданные для стран ОЭСР и отдельных стран, не являющихся ее членами. OECD.Stat позволяет пользователям искать и извлекать данные из многих баз данных по различным темам, включая обширные данные по образованию.

  1. ЮНЕСКО

Данные ИС ЮНЕСКО являются источником информации в области образования для всех докладов, публикуемых под эгидой структурных подразделений ООН, включая доклад по Целям устойчивого развития.

База данных Института статистики ЮНЕСКО содержит следующие данные, объединенные в 4 блока:

  • Образование и грамотность;
  • Наука, технологии и инновации;
  • Культура;
  • Информация и коммуникации.

Данные блока Образования» сгруппированы в следующие группы индикаторов:

  • Дети, неохваченные школьным образованием;
  • Поступление учащихся в школу;
  • Фактический охват образованием;
  • Перевод учащихся на следующий образовательный уровень;
  • Завершение обучения;
  • Грамотность;
  • Уровень полученного образования;
  • Международная студенческая мобильность в третичном образовании;
  • Человеческие ресурсы;
  • Финансовые ресурсы;
  • Ресурсообеспеченность школ и условия преподавания;
  • Население: школьный возраст и официальный возраст поступления;
  • Система образования: официальный возраст поступления, теоретическая продолжительность, бесплатное обязательное образование, учебный год.
  1. Всемирный Банк

База данных образовательной статистики EdStats Query Всемирного банка включает в себя 154 основных индикатора, а также содержит около 2500 сопоставимых на международном уровне образовательных показателей по доступу к образованию, успеваемости, выпуску, грамотности, учителям, населению и расходам. Индикаторы охватывают образовательный цикл от дошкольного до высшего образования.

В ходе анализа отобранные переменные сгруппированы в 4 содержательных блока:

  1. Качество образования.
  2. Доступность дополнительного образования.
  3. Качество педагогических ресурсов.
  4. Качество материально-технического оснащения.

 

III. Построение Композитного Индекса

 

Методика построения индекса включала в себя процедуру отбора показателей, сведение показателей в отдельные группы, статистический анализ для отбора значимых показателей, нормализацию полученных показателей и последующее сведение в индексные группы.

Перед проведением процедуры отбора, показатели образования были сгруппированы в 4 содержательные группы (А. качество образования, B. Доступность образования, C. Педагогический потенциал школы, D. Качество МТБ).

В качестве процедуры отбора значимых показателей был проведен попарный корреляционный анализ между переменными внутри каждой группы. В полученной корреляционной матрице отсеивались показатели, имеющие как минимум один коэффициент ниже порогового значения (пороговое значение коэффициента для прохождения фильтрации (r>30).

После проведенной процедуры отбора наиболее полезных показателей, была проведена процедура построения аддитивных индексов внутри каждой группы показателей, а также сведение всех четырех групп в единый композитный индекс.

Для нормализации и приведения индекса к идентичному виду переменные были рассчитаны в качестве долей. Композитный Индекс оценки школы состоит из 16 базовых показателей. Данные показатели демонстрируют корреляционную связь от умеренной и выше (r =>30).

Общая формула выведения групповых Индексов выглядит следующим образом:

 

Где  – индекс качества,  - переменная в индекса качества, а   - общее количество переменных в индексе качества

После данных расчетов был выведен общий композитный индекс оценки школы согласно формуле:

 

Таким образом, процедура показала результаты, приведенные в таблице 3.

 

Таблица 3 – Отобранные показатели для комплексной оценки качества образования

 

Название показателяВеличина коэффициента детерминации
1Учащиеся, обучающиеся на отлично и хорошо0.9921679
2Количество претендентов, подтвердивших знак Алтын Белгi2.4446089
3Количество выпускников школ, поступивших на грант1.2513285
4Количество выпускников школ, прошедших минимальный пороговый уровень при поступлении в ВУЗы (50 баллов и выше)1.0804245
5Количество учащихся, посещающих школьные кружки1.2314937
6Количество учащихся, посещающих школьные секции1.1902575
7Количество учащихся, занятых дополнительным образованием (в школе и внешколы)1.0566952
8Количество педагогов, имеющих высшую и первую категории0.7031600
9Количество педагогов, имеющих высшее образование0.6695378
10Количество педагогов имеющих степень магистра2.0168508
11Количество молодых педагогов (в возрасте от 25 до 34 лет)1.4291723
12Количество учителей с уровнем английского выше среднего (выше intermediate)1.4062559
13Количество компьютеров, использующихся в образовательном процессе0.7424615
14Количество компьютеров, приобритенных в течение 5 лет1.2363601
15Количество интерактивных досок0.9745062
16Количество учащихся, обеспеченных учебниками0.9921771

 

IV. Использование результатов

 

Результаты анализа дефицита ученических мест позволят определить географическое расположение дефицитных школ и близлежащих к ним школ, имеющих профицит мест. Каждая школа будет иметь Композитный и групповые индексы, характеризующих качество образования (результаты обучения, педагогический потенциал, материально-техническое оснащение и доступность дополнительного образования). Данная оценка позволяет определить слабые участки школ для адресной работы.

По результатам анализа возможны следующие сценарии решения проблем дефицита:

  • Повышение статуса школы, имеющих профицит мест и находящейся рядом с дефицитной школой при равных показателях качества обоих школ.
  • Адресная работа со школами, имеющими профицит и находящимися рядом с дефицитной школой путем выявления причин низкого контингента учащихся.
  • Обеспечение комфортабельным подвозом учащихся.
  • Строительство пристройки или новой школы.

 

Анализ дефицита ученических мест может применятся:

  • При оптимизации дефицита ученических мест между близлежащими школами.
  • При планировании строительства школ.
  • При мониторинге дефицита ученических мест.
  • При анализе причин возникновения дефицита ученических мест.
  • При выявлении слабых сторон школ.
  • При проблемах визуализации различных элементов и динамических изменений
  • При трудностях в определении переменных, влияющих на дефицит ученических мест.
  • При трудностях определения взаимосвязей, на которых необходимо сосредоточиться при ограниченных ресурсах

 

Основными пользователями информационного модуля анализа дефицита ученических мест могут являться:

  1. Министерство образования и науки РК.
  2. Управления образования областей и городов Алматы, Шымкент и Астана.
  3. Дневные государственные общеобразовательные школы.
  4. Участники образовательного процесса.