Методика
анализа дефицита/профицита ученических мест
с комплексной оценкой возможных причин возникновения дефицита
I. Принципы и методологические подходы к оценке
Цель
Комплексный анализ школ с дефицитом/профицитом ученических мест и причин возникновения дефицита/профицита для создания условий для перераспределения детей с целью оптимизации и определения потребности в строительстве новых школ либо пристроек к школам в регионах страны.
Задачи
Объект оценки
Дневные государственные общеобразовательные школы, подведомственные местным исполнительным органам (далее - МИО), имеющие дефицит/профицит ученических мест.
Предмет оценки
Дефицит/профицит ученических мест и факторы его отражающие, качество образования, доступность образования, качество педагогических ресурсов и материально-техническое оснащение школ с дефицитом ученических мест и близлежащих школ с профицитом.
Методологические подходы к оценке
Исследование причин возникновения дефицита/профицита ученических мест в школах и разработка информационного модуля основывается на научных принципах с использованием следующих способов их реализации (Таблица 1).
Таблица 1 – Научные принципы и способы их реализации для анализа дефицита/профицита ученических мест
Принципы | Реализация |
Доказательство существования эффекта | Доказательство наличия дефицита ученических мест посредством демонстрации успешных результатов в качестве образования |
Определение магнитуды эффекта | Определение магнитуды за счет сравнения школ, в которых присутствует дефицит ученических мест с близлежащими школами в которых наблюдается профицит мест |
Определение факторов, которые влияют на эффект и магнитуду эффекта | Определение факторов, которые влияют на формирование дефицита ученических мест, складывающихся за счет доступности, качества педкадров, МТБ и результатов обучения |
Определение условий, при которых связи между вышеперечисленным будут устойчивыми | Определение условий, при которых возможно оптимизировать дефицит ученических мест путем перетока учащихся из дефицитной школы в близлежащую профицитную школу на основе сравнительной оценки качества школ |
Методы анализа
При проведении комплексной оценки школ был применен экспертно-статистический подход. Процедура отбора показателей и построения индекса посредством экспертного мнения и статистического подхода отличается, прежде всего, гибкостью в визуализации и в сравнении. Она также позволяет охватить большее число переменных и детализировать каждый отдельный компонент общей оценки как для каждой отдельно взятой школы, так и на уровне агрегированных данных областного и республиканского масштаба. Недостатком данной процедуры является менее строгая научно-методологическая составляющая по сравнению с процедурой факторного анализа.
Экспертный подход был применен в части определения перечня переменных из ИС «Национальная образовательная база данных» (НОБД) и БД «Национальный центр тестирования» (НЦТ) и при формировании 4 тематических содержательных групп.
Статистически-математический подход использован в процессе фильтрации данных, определения значимости показателей и построении аддитивных индексов.
Обоснование необходимости анализа дефицита ученических мест
Государственной программой развития образования и науки РК на 2016-2019 годы, также как и предыдущими Госпрограммами, предусмотрено инфраструктурное развитие среднего образования и создание условий для получения детьми качественного образования.
Несмотря на заметный прогресс в данном вопросе, на сегодняшний день до сих пор 128 школ из 7014 государственных дневных общеобразовательных переуплотнены и ведут занятия в три смены. Министерство образования и науки РК проводит систематический мониторинг таких школ и заявляет одним из своих приоритетов – строительство новых школ взамен трехсменных.
Одним из факторов, влияющим на выбор места строительства новых школ или выделения бюджетных средств на постройку пристройки к школе, является наличие дефицита ученических мест.
Решение вопроса дефицита ученических мест предусмотрено за счет строительства школ из республиканского и местного бюджетов, открытия частных школ и активного использования механизмов ГЧП.
В Стратегическом плане МОН РК на 2017-2021 годы одним из рисков отмечен вопрос демографического роста и миграционных процессов, которые могут повлечь увеличение количества трехсменных школ и дефицита ученических мест.
В этой связи возникает целесообразность комплексного анализа дефицитных школ с определением основных причин возникновения дефицита ученических мест. Также необходимо определение реальной потребности в строительстве новых школ в регионах, так как имеет место наличие школ с профицитом ученических мест.
Концепция анализа дефицита ученических мест и оценки школ
Вопрос дефицита ученических мест возможно решить за счет создания условий для обеспечения перетока учащихся из дефицитных школ в близлежащие школы, где имеется профицит мест при условии, если школы показывают равную результативность. В случае если близлежащая школа, имеющая профицит мест, демонстрирует худшие результаты, то устанавливаются основные проблемные зоны такой школы для проведения адресной работы и выравнивания показателей школы до уровня дефицитной (график 1).
График 1 – Анализ дефицита ученических мест
Для определения слабых сторон школы предлагается провести комплексную оценку школы по показателям результатов обучения, доступности и участии учащихся в дополнительном образовании, качестве педагогических работников и материально-технического оснащения школы (график 2). На первом уровне осуществляется расчет Композитного Индекса, включающий групповые индексы. На втором уровне осуществляется оценка по 4 содержательным группам по 3-4 базовым показателям в каждой группе. Таким образом, для сформированных на 2 уровне 4-х содержательных групп будут рассчитаны соответствующие групповые индексы, которые в дальнейшем будут агрегированы в Композитный Индекс.
Данный анализ предлагается автоматизировать посредством разработки информационного модуля с интерактивной картой распределения дефицита ученических мест в регионах.
График 2 – Структура комплексной оценки школы
С одной стороны, выделение 4-х групп на нижнем уровне иерархической системы соответствует принципу оценки школы через систему сбалансированных показателей результатов и ресурсов. С другой стороны, это коррелирует с международными стандартами анализа системы образования ОЭСР (см. стр. 6).
Преимущества рассчитываемых индексов:
II. Основные этапы исследования
Основные этапы анализа дефицита ученических мест:
Определение дефицита ученических мест
По состоянию на 1 октября 2018 года функционирует 7014 дневных государственных общеобразовательных школ, подведомственных МИО (далее – школы). 128 школ ведут занятия в 3 смены. Дефицит ученических мест составляет 260,7 тыс. Данный дефицит сложился в 1174 школах, в том числе дефицит:
Расчет дефицита ученических мест
Для построения интерактивной карты дефицита ученических мест необходимы следующие данные:
Дефицит ученических мест рассчитывается по следующей формуле:
x = (y * k) - z
где:
x - дефицит ученических мест, чел.;
y - проектная мощность;
z - сменность*;
k - контингент школы (1-11(13) классы), чел.
* В случае, если школа построена:
Формула принята Департаментом дошкольного и среднего образования МОН РК и обсуждена c Комитетом по контролю в сфере образования и науки Республики Казахстан.
Определение базовых показателей
Источником для отбора показателей общего среднего образования являются административные данные МОН РК. Сбор административных данных осуществляется в Национальной образовательной базе данных (далее – НОБД) в соответствии с Законом РК «Об образовании» и согласно Приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 декабря 2012 года № 570 «Об утверждении форм административных данных в рамках образовательного мониторинга» (http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1200008369).
Источником данных по результатам Единого национального тестирования (далее – ЕНТ), Внешней оценки учебных достижений (далее – ВОУД), участников ЕНТ и распределения госзаказа является Национальный центр тестирования (далее – НЦТ).
С учетом анализа НОБД и данных НЦТ были определены и собраны 85 переменных общего среднего образования, характеризующих результаты обучения, доступность школьного образования, качество педагогических ресурсов и материально-технического оснащения (Таблица 2).
Сбор данных осуществлен за 2018-2019 учебный год, а данные о результатах обучения за 2017-2018 учебный год.
Таблица 2 – Переменные общего среднего образования
№ п/п | Наименование показатели | Источник данных |
---|---|---|
1. | Общее количество дневных государственных общеобразовательных школ, ед. | НОБД |
2. | Общее количество учащихся дневных государственных общеобразовательных школ, чел. | НОБД |
3. | Средний бал ЕНТ | НЦТ |
4. | Разрыв в показателях ЕНТ между лучшим и худшим выпускниками дневных государственных общеобразовательных школ | НЦТ |
5. | Средний бал ВОУД учащихся 4 классов | НЦТ |
6. | Разрыв в ВОУД между (а) школами, (b) учащимися 4 классов дневных государственных общеобразовательных школ | НЦТ |
7. | Средний бал ВОУД учащихся 9 классов | НЦТ |
8. | Разрыв в ВОУД между (а) школами, (b) учащимися 9 классов дневных государственных общеобразовательных школ | НЦТ |
9. | Средний бал ВОУД учащихся 11 классов | НЦТ |
10. | Разрыв в ВОУД между (а) школами, (b) учащимися 11 классов дневных государственных общеобразовательных школ | НЦТ |
11. | Количество учащихся начальных классов (1-4) дневных государственных общеобразовательных школ, обучающиеся на отлично и хорошо, чел. | НОБД |
12. | Количество учащихся средних классов (5-9) дневных государственных общеобразовательных школ, обучающиеся на отлично и хорошо, чел. | НОБД |
13. | Количество учащихся старших классов (10-11) дневных государственных общеобразовательных школ, обучающиеся на отлично и хорошо, чел. | НОБД |
14. | Общее количество учащихся 10 и 11 классов дневных государственных общеобразовательных школ, чел. | НОБД |
15. | Количество победителей школьных районных предметных и научных олимпиад | НОБД |
16. | Количество победителей школьных городских предметных и научных олимпиад | НОБД |
17. | Количество победителей школьных областных предметных и научных олимпиад | НОБД |
18. | Количество победителей школьных республиканских предметных и научных олимпиад | НОБД |
19. | Количество победителей школьных международных предметных и научных олимпиад | НОБД |
20. | Количество претендентов на получение знака Алтын Белгi, чел. | НОБД |
21. | Количество претендентов, подтвердивших знак Алтын Белгi, чел. | НОБД |
22. | Общее количество выпускников, участвовавших в ЕНТ, чел. | НОБД |
23. | Количество выпускников дневных государственных общеобразовательных школ, поступивших на грант, чел. | НОБД |
24. | Количество выпускников дневных государственных общеобразовательных школ, прошедших минимальный пороговый уровень при поступлении в ВУЗы, чел. (50 баллов и выше) | НОБД |
25. | Общее количество выпускников 9-х классов, чел. | НОБД |
26. | Количество выпускников 9-х классов дневных государственных общеобразовательных школ, поступивших в зарубежные ВУЗы, чел. | НОБД |
27. | Количество учащихся 9-х классов, не продолживших дальнейшее обучение, чел. | НОБД |
28. | Общее количество выпускников 11-х классов, чел. | НОБД |
29. | Количество выпускников 11-х классов дневных государственных общеобразовательных школ, поступивших в зарубежные ВУЗы, чел. | НОБД |
30. | Количество учащихся 11-х классов, не продолживших дальнейшее обучение, чел. | НОБД |
31. | Количество учащихся дневных государственных общеобразовательных школ, состоящих на внутришкольном учете, чел. | НОБД |
32. | Дефицит ученических мест в дневных государственных общеобразовательных школах (непрерывный) | НОБД |
33. | Дефицит ученических мест в дневных государственных общеобразовательных школах (бинарный) | НОБД |
34. | Количество трехсменных школ (дневные государственные общеобразовательные школы), ед. | НОБД |
35. | Сменность школ | НОБД |
36. | Количество дневных государственных общеобразовательных школ, создавших безбарьерные условия для инклюзивного образования, ед. | НОБД |
37. | Язык обучения в школе | НОБД |
38. | Количество учащихся, вовлеченных в дополнительное образование, чел. | НОБД |
39. | Количество учащихся, вовлеченных в спортивные секции в организациях образования, чел. | НОБД |
40. | Количество учащихся, вовлеченных в кружки, в организациях образования, чел. | НОБД |
41. | Количество учащихся, обеспеченных учебниками, чел. | НОБД |
42. | Количество читателей в библиотеках школ | НОБД |
43. | Число посещений библиотеки | НОБД |
44. | Число книговыдач | НОБД |
45. | Количество электронных учебников | НОБД |
46. | Количество школ, обеспеченных доступом к широкополосному Интернету со скоростью от 4 Мбит/с и выше, ед. | НОБД |
47. | Доступ к сети Интернет (точек), ед. | НОБД |
48. | Общее количество учащихся из малообеспеченных семей, чел. | НОБД |
49. | Количество детей из малообеспеченных семей, охваченных бесплатным горячим питанием, чел. | НОБД |
50. | Количество школ, имеющих пришкольные интернаты для обучения детей из отдаленных сел, где отсутствуют школы, ед. | НОБД |
51. | Общее количество детей, нуждающихся в подвозе к школе и из школы домой, чел. | НОБД |
52. | Количество школьников, охваченных комфортабельным подвозом к школе и из школы домой, чел. | НОБД |
53. | Общее количество педагогов дневных государственных общеобразовательных школ, чел. | НОБД |
54. | Количество педагогов, имеющих высшую и первую категории, чел. | НОБД |
55. | Количество педагогов, имеющих высшее образование, чел. | НОБД |
56. | Количество педагогов, имеющих степень магистра, чел. | НЦТ |
57. | Количество молодых педагогов (в возрасте от 25 до 34 лет), чел. | НЦТ |
58. | Количество педагогов пенсионного возраста, чел. | НЦТ |
59. | Количество педагогов, выбывших из школьной системы, чел. | НОБД |
60. | Соотношение учащихся и педагогов (количество учащихся на одного педагога) | НОБД |
61. | Количество педагогов, прошедшие курсы повышения квалификации по менеджменту | НОБД |
62. | Количество педагогов, прошедшие курсы повышения квалификации по IT | НОБД |
63. | Количество педагогов, прошедшие курсы повышения квалификации по инклюзивному образованию | НОБД |
64. | Уровень владения педагогами английского языка | НОБД |
65. | Местоположение школы (координаты) | НОБД |
66. | Проектная мощность школ | НОБД |
67. | Общая площадь здания, кв.м. | |
68. | Рабочая площадь здания, кв.м. | НОБД |
69. | Площадь классных комнат, включая учебные кабинеты и лаборатории | НОБД |
70. | Общее количество кабинетов новой модификации, ед. | НОБД |
71. | Количество классных комнат, включая учебные кабинеты и лаборатории, ед. | НОБД |
72. | Количество классов, класс-комплектов | НОБД |
73. | Количество классов с углубленным изучением предметов | НОБД |
74. | Количество аварийных дневных государственных общеобразовательных школ, ед. | НОБД |
75. | Количество саманных школ (дневные государственные общеобразовательные школы), ед. | НОБД |
76. | Количество дневных государственных общеобразовательных школ, нуждающихся в капитальном ремонте, ед. | НОБД |
77. | Количество школ, имеющих только надворные туалеты, ед. | НОБД |
78. | Количество школ, имеющих теплые и надворные туалеты, ед. | НОБД |
79. | Общее количество компьютеров, использующихся в образовательном процессе, ед. | НОБД |
80. | Количество компьютеров, приобретённых в течение 5 лет, ед. | НОБД |
81. | Количество учащихся дневных государственных общеобразовательных школ на 1 компьютер | НОБД |
82. | Количество школ, оснащенных интерактивными досками, ед. | НОБД |
83. | Количество интерактивных досок (бинарные) | |
84. | Количество школ, имеющих камеры видеонаблюдения, ед. | НОБД |
85. | Количество дневных государственных общеобразовательных школ, обеспеченных столовыми/буфетами, ед. | НОБД |
Для объединения переменных в 4 содержательных блока (группы взаимосвязанных индикаторов) был изучен международный опыт оценки образования.
Наиболее авторитетными международными источниками информации в области образования являются базы данных Организации экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР), Всемирного Банка и Института статистиками ЮНЕСКО. Данные организации проводят оценку систем образования по индикаторам для межстранового анализа.
Ежегодно ОЭСР проводит оценку систем образования по индикаторам для межстранового анализа и публикует результаты в докладе Education at a Glance («Обзор образования: индикаторы ОЭСР»). Education at a Glance 2018 предоставляет ключевую информацию о результатах деятельности образовательных учреждений, влиянии обучения в разных странах, доступе, участии и прогрессе в образовании по всему миру. Индикаторы сгруппированы в четыре тематические группы:
А. результативность образовательных учреждений и воздействие обучения;
B. доступ к образованию, участие и прогресс;
С. Финансовые ресурсы, вложенные в образование;
D. Учителя, среда обучения и организация школ.
Обзор включает показатели по широкому спектру результатов, от сравнения успеваемости учащихся по ключевым предметным областям до влияния образования на заработки и шансов на трудоустройство взрослых.
Индикаторы образования ОЭСР объединены в базу данных «OECD.stat». База данных ОЭСР включает данные и метаданные для стран ОЭСР и отдельных стран, не являющихся ее членами. OECD.Stat позволяет пользователям искать и извлекать данные из многих баз данных по различным темам, включая обширные данные по образованию.
Данные ИС ЮНЕСКО являются источником информации в области образования для всех докладов, публикуемых под эгидой структурных подразделений ООН, включая доклад по Целям устойчивого развития.
База данных Института статистики ЮНЕСКО содержит следующие данные, объединенные в 4 блока:
Данные блока Образования» сгруппированы в следующие группы индикаторов:
База данных образовательной статистики EdStats Query Всемирного банка включает в себя 154 основных индикатора, а также содержит около 2500 сопоставимых на международном уровне образовательных показателей по доступу к образованию, успеваемости, выпуску, грамотности, учителям, населению и расходам. Индикаторы охватывают образовательный цикл от дошкольного до высшего образования.
В ходе анализа отобранные переменные сгруппированы в 4 содержательных блока:
III. Построение Композитного Индекса
Методика построения индекса включала в себя процедуру отбора показателей, сведение показателей в отдельные группы, статистический анализ для отбора значимых показателей, нормализацию полученных показателей и последующее сведение в индексные группы.
Перед проведением процедуры отбора, показатели образования были сгруппированы в 4 содержательные группы (А. качество образования, B. Доступность образования, C. Педагогический потенциал школы, D. Качество МТБ).
В качестве процедуры отбора значимых показателей был проведен попарный корреляционный анализ между переменными внутри каждой группы. В полученной корреляционной матрице отсеивались показатели, имеющие как минимум один коэффициент ниже порогового значения (пороговое значение коэффициента для прохождения фильтрации (r>30).
После проведенной процедуры отбора наиболее полезных показателей, была проведена процедура построения аддитивных индексов внутри каждой группы показателей, а также сведение всех четырех групп в единый композитный индекс.
Для нормализации и приведения индекса к идентичному виду переменные были рассчитаны в качестве долей. Композитный Индекс оценки школы состоит из 16 базовых показателей. Данные показатели демонстрируют корреляционную связь от умеренной и выше (r =>30).
Общая формула выведения групповых Индексов выглядит следующим образом:
Где – индекс качества, - переменная в индекса качества, а - общее количество переменных в индексе качества
После данных расчетов был выведен общий композитный индекс оценки школы согласно формуле:
Таким образом, процедура показала результаты, приведенные в таблице 3.
Таблица 3 – Отобранные показатели для комплексной оценки качества образования
№ | Название показателя | Величина коэффициента детерминации |
---|---|---|
1 | Учащиеся, обучающиеся на отлично и хорошо | 0.9921679 |
2 | Количество претендентов, подтвердивших знак Алтын Белгi | 2.4446089 |
3 | Количество выпускников школ, поступивших на грант | 1.2513285 |
4 | Количество выпускников школ, прошедших минимальный пороговый уровень при поступлении в ВУЗы (50 баллов и выше) | 1.0804245 |
5 | Количество учащихся, посещающих школьные кружки | 1.2314937 |
6 | Количество учащихся, посещающих школьные секции | 1.1902575 |
7 | Количество учащихся, занятых дополнительным образованием (в школе и внешколы) | 1.0566952 |
8 | Количество педагогов, имеющих высшую и первую категории | 0.7031600 |
9 | Количество педагогов, имеющих высшее образование | 0.6695378 |
10 | Количество педагогов имеющих степень магистра | 2.0168508 |
11 | Количество молодых педагогов (в возрасте от 25 до 34 лет) | 1.4291723 |
12 | Количество учителей с уровнем английского выше среднего (выше intermediate) | 1.4062559 |
13 | Количество компьютеров, использующихся в образовательном процессе | 0.7424615 |
14 | Количество компьютеров, приобритенных в течение 5 лет | 1.2363601 |
15 | Количество интерактивных досок | 0.9745062 |
16 | Количество учащихся, обеспеченных учебниками | 0.9921771 |
IV. Использование результатов
Результаты анализа дефицита ученических мест позволят определить географическое расположение дефицитных школ и близлежащих к ним школ, имеющих профицит мест. Каждая школа будет иметь Композитный и групповые индексы, характеризующих качество образования (результаты обучения, педагогический потенциал, материально-техническое оснащение и доступность дополнительного образования). Данная оценка позволяет определить слабые участки школ для адресной работы.
По результатам анализа возможны следующие сценарии решения проблем дефицита:
Анализ дефицита ученических мест может применятся:
Основными пользователями информационного модуля анализа дефицита ученических мест могут являться: